Теория и Практика: вопросы и ответы.
Модератор: moderator
VITTK:
Боьлшое спасибо за тему, действительно очень интересно. Буду сегодня разбирать с гитарой
Пока вопрос немного не по теме: почему книга Молоткова - ахтунг? Я некоторое время занимался по ней, имхо есть очень интересные моменты. И какую хорошую книжку можешь посоветовать по джазу/фьюжну (желательно применительно к гитаре)?
Боьлшое спасибо за тему, действительно очень интересно. Буду сегодня разбирать с гитарой
Пока вопрос немного не по теме: почему книга Молоткова - ахтунг? Я некоторое время занимался по ней, имхо есть очень интересные моменты. И какую хорошую книжку можешь посоветовать по джазу/фьюжну (желательно применительно к гитаре)?
-
- Бывалый
- Сообщения: 196
- Зарегистрирован: Пн июл 24, 2006 9:31 am
- Откуда: ATL
- Контактная информация:
Молотков - неплохо об аккордах, но об импровизации - нет структуры. Из того, что в РБ несложно найти - могу посоветовать книгу И.Бойко о пентатониках (он через них лады рассматривает - это все идеи M.Stern).
Тему продолжу не раньше, чем через неделю, т.к. просто нет свободного времени да и голова с руками пока что другой музыкой заняты.
Тему продолжу не раньше, чем через неделю, т.к. просто нет свободного времени да и голова с руками пока что другой музыкой заняты.
-
- Бывалый
- Сообщения: 196
- Зарегистрирован: Пн июл 24, 2006 9:31 am
- Откуда: ATL
- Контактная информация:
Ну вот, в качестве продолжения темы, на примере "А" части 'Аutumn Leaves' расскажу немного о самых простых ладах (звукорядах), которыми обыгрываются аккорды.
Гармония - Am7 l D7 l Gmaj7 l Cmaj7 l F#m7(-5) l B-9 l Em7 l % ll
Am7 - A Dorian scale (A B C D E F# G), по нотному составу - это не что иное как E Natural minor/G Natural major scale. Причины: в мелодии темы нота F# и соответственно F будет диссонансом; на любой неальтерированый минорный аккорд можно использовать Dorian scale (если гармония не основана на другом ладовом звукоряде).
D7 - D Mixolydian scale (D E F# G A B C), по нотному составу - это не что иное как G Natural major/E Natural minor scale. Причины: в данном аккорде 7я ступень - нота С (м.7) и соответственно С# (из D Natural major scale) будет диссонансом; на любой неальтерированый доминантсептаккорд можно использовать Mixolydian scale (если гармония не основана на другом ладовом звукоряде).
Gmaj7 - G Lydian scale (G A B C# D E F#), по нотному составу - это не что иное как D Natural major/B Natural minor scale. Причины: в мажорном септаккорде (maj7) 11(4)-я ступень является диссонансом, по-этому используется очень редко, в основном используется #11(#4) что придает аккорду звучание "sus"; на любой мажорный септаккорд можно использовать Lydian scale (если гармония не основана на другом ладовом звукоряде).
Cmaj7 - C Lydian scale (C D E F# G A B), по нотному составу - это не что иное как G Natural major/E Natural minor scale. Причины: те же что и для Gmaj7 и 1-я для Аm7.
F#m7(-5) - F# Locrian scale (F# G A B C D E), по нотному составу - это не что иное как E Natural minor/G Natural major scale. Причины: в F# Natural minor scale (F# G# A B C# D E) нота С# не будет соответствовать аккорду "m7(-5)" (точнее "-5" ступени), a нота G# будет диссонансом мелодии и гармонии (т.к. превратит тональность композиции из минора в мажор); практически на любой альтерированый минорный аккорд (за исключением #6(#13) - Dorian scale) и на любой "m7(-5)" aккорд можно использовать Locrian scale.
B-9 - B Phrygian Dominant scale (B C D# E F# G A), по нотному составу - это не что иное как E Harmonic minor scale. Причины: в B Natural major scale (B C# D# E F# G# A#) нота C# не будет соответствовать аккорду "7(-9)" (а точнее "-9" ступени) т.к. доминантсептаккорд к минору всегда альтерированный, нота G# будет диссонансом мелодии и гармонии (т.к. превратит тональность композиции из минора в мажор), a нота A# превратит доминантсептаккорд (7) в мажорный септаккорд (maj7). Hа альтерированный доминантсептаккорд возможно использовать огромное кол-во различных звукорядов (Diminished, Whole Tone, Altered Dominant, Mixolydian b6, Dorian b2, Lydian Dominant.......и т.д.), Phrygian Dominant scale - это лишь самое элементарное, но, думаю, что и этого пока будет вполне достаточно.
Em7 - E Natural minor scale (E F# G A B C D) - т.к. гармония данной композиции диатоническая - т.е. основана на Е натуральном миноре; так же можно использовать E Dorian scale (E F# G A B C# D) - лучше всего для 2-го такта Еm7 (т.е. последнего в данной части) т.к. хоть гармония темы и не основана на E Dorian, но она не начинается с тонического аккорда (а им заканчивается) и нота С# логично разрешится в С (минорную терцию) аккорда Аm7.
На данном примере я изложил лишь основу ладового подхода, т.к. даже в рамках одного лада на каждый из аккордов можно использовать множество арпеджио, пентатоник...... и т.д. которые будут придавать аккорду различное звучание.
Теперь немного обьясню, как же начать всем этим пользоваться - не стоит, выучив аппликатуру гаммы "двигать" её по грифу (т.к. ни понимания, ни интересного звучания это не принесет); самое простое, с чего можно начать - игра всех звукорядов гармонии в одной позиции (тогда сразу станет видно и понятно, что же меняется в звукоряде со сменой аккорда; если при смене аккорда меняется название лада, но по нотному составу он остается тем же - следует акцентировать основные ступени аккорда (1,3,7 + надстройки и альтерации) - и исходя из этого строить фразы). Вот пример в 3-й позиции (как и прежние, для более полного понимания) - http://dump.ru/files/7/753352562/ - выделены ноты, определяющие лад. Вот небольшой фрагмент соло - http://dump.ru/files/2/2402799741/
Далее, следует проделать ту же работу с остальными 6-ю позициями. Тут главное - труд, т.к. осмысление, видение на инструменте и свободное применение этих пусть и не сложных концепций - дело не одного дня, недели, месяца......порой года. По сему в дальнейшем развитии и углублении сего материала смысла не вижу (т.к. это скорее только запутает - переизбыток информации пользы не даст). Лучше на основе всего описанного тут мной материала, пусть те, кому это интересно, придумают и запишут с минусом соло к Аutumn Leaves (и пусть это будет не импровизация - зато осознанная игра), которое мы все вместе обсудим. Удачи!
Гармония - Am7 l D7 l Gmaj7 l Cmaj7 l F#m7(-5) l B-9 l Em7 l % ll
Am7 - A Dorian scale (A B C D E F# G), по нотному составу - это не что иное как E Natural minor/G Natural major scale. Причины: в мелодии темы нота F# и соответственно F будет диссонансом; на любой неальтерированый минорный аккорд можно использовать Dorian scale (если гармония не основана на другом ладовом звукоряде).
D7 - D Mixolydian scale (D E F# G A B C), по нотному составу - это не что иное как G Natural major/E Natural minor scale. Причины: в данном аккорде 7я ступень - нота С (м.7) и соответственно С# (из D Natural major scale) будет диссонансом; на любой неальтерированый доминантсептаккорд можно использовать Mixolydian scale (если гармония не основана на другом ладовом звукоряде).
Gmaj7 - G Lydian scale (G A B C# D E F#), по нотному составу - это не что иное как D Natural major/B Natural minor scale. Причины: в мажорном септаккорде (maj7) 11(4)-я ступень является диссонансом, по-этому используется очень редко, в основном используется #11(#4) что придает аккорду звучание "sus"; на любой мажорный септаккорд можно использовать Lydian scale (если гармония не основана на другом ладовом звукоряде).
Cmaj7 - C Lydian scale (C D E F# G A B), по нотному составу - это не что иное как G Natural major/E Natural minor scale. Причины: те же что и для Gmaj7 и 1-я для Аm7.
F#m7(-5) - F# Locrian scale (F# G A B C D E), по нотному составу - это не что иное как E Natural minor/G Natural major scale. Причины: в F# Natural minor scale (F# G# A B C# D E) нота С# не будет соответствовать аккорду "m7(-5)" (точнее "-5" ступени), a нота G# будет диссонансом мелодии и гармонии (т.к. превратит тональность композиции из минора в мажор); практически на любой альтерированый минорный аккорд (за исключением #6(#13) - Dorian scale) и на любой "m7(-5)" aккорд можно использовать Locrian scale.
B-9 - B Phrygian Dominant scale (B C D# E F# G A), по нотному составу - это не что иное как E Harmonic minor scale. Причины: в B Natural major scale (B C# D# E F# G# A#) нота C# не будет соответствовать аккорду "7(-9)" (а точнее "-9" ступени) т.к. доминантсептаккорд к минору всегда альтерированный, нота G# будет диссонансом мелодии и гармонии (т.к. превратит тональность композиции из минора в мажор), a нота A# превратит доминантсептаккорд (7) в мажорный септаккорд (maj7). Hа альтерированный доминантсептаккорд возможно использовать огромное кол-во различных звукорядов (Diminished, Whole Tone, Altered Dominant, Mixolydian b6, Dorian b2, Lydian Dominant.......и т.д.), Phrygian Dominant scale - это лишь самое элементарное, но, думаю, что и этого пока будет вполне достаточно.
Em7 - E Natural minor scale (E F# G A B C D) - т.к. гармония данной композиции диатоническая - т.е. основана на Е натуральном миноре; так же можно использовать E Dorian scale (E F# G A B C# D) - лучше всего для 2-го такта Еm7 (т.е. последнего в данной части) т.к. хоть гармония темы и не основана на E Dorian, но она не начинается с тонического аккорда (а им заканчивается) и нота С# логично разрешится в С (минорную терцию) аккорда Аm7.
На данном примере я изложил лишь основу ладового подхода, т.к. даже в рамках одного лада на каждый из аккордов можно использовать множество арпеджио, пентатоник...... и т.д. которые будут придавать аккорду различное звучание.
Теперь немного обьясню, как же начать всем этим пользоваться - не стоит, выучив аппликатуру гаммы "двигать" её по грифу (т.к. ни понимания, ни интересного звучания это не принесет); самое простое, с чего можно начать - игра всех звукорядов гармонии в одной позиции (тогда сразу станет видно и понятно, что же меняется в звукоряде со сменой аккорда; если при смене аккорда меняется название лада, но по нотному составу он остается тем же - следует акцентировать основные ступени аккорда (1,3,7 + надстройки и альтерации) - и исходя из этого строить фразы). Вот пример в 3-й позиции (как и прежние, для более полного понимания) - http://dump.ru/files/7/753352562/ - выделены ноты, определяющие лад. Вот небольшой фрагмент соло - http://dump.ru/files/2/2402799741/
Далее, следует проделать ту же работу с остальными 6-ю позициями. Тут главное - труд, т.к. осмысление, видение на инструменте и свободное применение этих пусть и не сложных концепций - дело не одного дня, недели, месяца......порой года. По сему в дальнейшем развитии и углублении сего материала смысла не вижу (т.к. это скорее только запутает - переизбыток информации пользы не даст). Лучше на основе всего описанного тут мной материала, пусть те, кому это интересно, придумают и запишут с минусом соло к Аutumn Leaves (и пусть это будет не импровизация - зато осознанная игра), которое мы все вместе обсудим. Удачи!
-
- Бывалый
- Сообщения: 196
- Зарегистрирован: Пн июл 24, 2006 9:31 am
- Откуда: ATL
- Контактная информация:
Да...вот уже больше месяца прошло - и тишина....... - грустно это. Не уж то впустую все рассказывал?
Для развития, если кому-то будет интересно, можете посмотреть несколько уроков моего в прошлом учителя, а ныне хорошего друга Rob Schumann - www.robschumann.net
Для развития, если кому-то будет интересно, можете посмотреть несколько уроков моего в прошлом учителя, а ныне хорошего друга Rob Schumann - www.robschumann.net
Ну блин. Просто есть же всякие подходы, скажем для каждой ноты в мелодии строят аккорд там, строят разрешения (в классике например нельзя что бы было движений параллельных в голосоведении типа по октавам или квинтам) ну и т.д. Просто интересно как вас там учат подходить к этому вопросу.VITTK писал(а):Slip, пожалуйста, если будет интересно - могу рассказать; только поясни, что конкретно под "гармонизацией мелодии" подразумевается и скажи, на примере чего это обьяснить.
Пример, какой, ну блин любой, че нить простое что б у всех на слуху, ну или чтобы наглядно было, хз.
Не, ну чегой то вдруг впустую?)))VITTK писал(а):Да...вот уже больше месяца прошло - и тишина....... - грустно это. Не уж то впустую все рассказывал?
Ты ж сам сказал, что на освоение уйдет много времени. Вот я, например, занимаюсь. Но пока музыки у меня не выходит. Гаммы.
Меняются аккорды, а поверх них играются гаммы. Музыкой это не назовешь))) Поэтому выкладывать тут какой-то мой кусок не имеет смысла.
Проджаю заниматся)))
Дабы постегнуть тему пару способов кторыми можно пользоваться !!!
1. Строить под каждой нотой "соответствующий" аккорд ! "Соответствующий" всегда вызывает некоторое сомнение, поэтому я взял его в кавычки. То есть мне не всегда понятно какой именно можно построить аккорд.
2. Строить под каждой неаккордовой нотой "соответствующий" аккорд. Причем пропуская ближайшую к мелодической ноте ноту аккорда. Тоже самое что и в первом пункте, не ясно как анализировать какой аккорд подойдет.
Есть понятие Меолодического Анализа, типа определить какая нота в мелодии чем будет являться в данном аккорде (хроматизмом, тоникой, доминантой и т.д.) - ну и типа исходя из всех этих знаний можно наколбасить классную аранжировку и умело пользоватсо первыми двумяч пунктами
VITTK, в америкосии у тебя наверняка есть похожие предметы и задачи, вот хотелось бы с тобой пообщаться по этому поводу, мот какие еще способы есть, или как уверено с этими управиться ???? Ясно что все упирается в опыт и знания, но хочется один раз разобратсо, что бы потом без проблем применять все это добро на практике !!!
1. Строить под каждой нотой "соответствующий" аккорд ! "Соответствующий" всегда вызывает некоторое сомнение, поэтому я взял его в кавычки. То есть мне не всегда понятно какой именно можно построить аккорд.
2. Строить под каждой неаккордовой нотой "соответствующий" аккорд. Причем пропуская ближайшую к мелодической ноте ноту аккорда. Тоже самое что и в первом пункте, не ясно как анализировать какой аккорд подойдет.
Есть понятие Меолодического Анализа, типа определить какая нота в мелодии чем будет являться в данном аккорде (хроматизмом, тоникой, доминантой и т.д.) - ну и типа исходя из всех этих знаний можно наколбасить классную аранжировку и умело пользоватсо первыми двумяч пунктами
VITTK, в америкосии у тебя наверняка есть похожие предметы и задачи, вот хотелось бы с тобой пообщаться по этому поводу, мот какие еще способы есть, или как уверено с этими управиться ???? Ясно что все упирается в опыт и знания, но хочется один раз разобратсо, что бы потом без проблем применять все это добро на практике !!!
-
- Бывалый
- Сообщения: 196
- Зарегистрирован: Пн июл 24, 2006 9:31 am
- Откуда: ATL
- Контактная информация:
bub1ik, на самом деле и я чувствую себя песчинкой, постоянно сталкиваясь с новыми и куда более глубокими идеями.
Slip, не совсем понял я 2й пункт, ну да ладно; говори на примере чего рассказать о гармонизации (тут как и об импровизации, я смогу лишь изложить только самые базовые концепции, т.к боле сложные идеи просто невозможно будет изложить без достаточного обширного объяснения ладовой теории, гармони и т.д. - а времени, да еще и с транслитом, у меня на это просто нет (да и смысла в этом особого не вижу).
Slip, не совсем понял я 2й пункт, ну да ладно; говори на примере чего рассказать о гармонизации (тут как и об импровизации, я смогу лишь изложить только самые базовые концепции, т.к боле сложные идеи просто невозможно будет изложить без достаточного обширного объяснения ладовой теории, гармони и т.д. - а времени, да еще и с транслитом, у меня на это просто нет (да и смысла в этом особого не вижу).