раз уж я тут сегодня так расписался, надо бы и по теме артёма что-то написать
уже довольно много времени прошло с начала моей музыкальной деятельности. и не то что бы мне есть прям чем похвастаться, но какой-никакой репетиционный/студийный/концертный опыт имеется. начинался он с иоланы спешл и перегруза на бобинном магнитофоне, а докатился до гитар и усилителей, как у больших дядек на видеокассетах, о чём лично я в годы моей буйной юности даже и мечтать не осмеливался. так же я работал на репетиционной точке и работаю в концертном агентстве, поэтому имел возможность видеть всё не только с позиции активного музыканта, но и под несколько другим углом, что было тоже небесполезно. всё, что я напишу ниже - это исключительно моё видение, без претензий на какую-то истину и может быть оспорено кем угодно и как угодно. просто следует понимать, что в вопросах звука не может быть единственного правильного варианта. то, что может быть подходящим для одного гитариста/группы, вполне может оказаться совершенно неприемлемо для других. если бы все следовали каким-то единым строгим правилам, то никогда бы не было тома морелло, sonic youth, шугейза и еще тысяч и тысяч интересных музыкантов, стилей и явлений.
давайте начнём с того, что звук на репетициях, на записи и на концертах - это несколько разные вещи. пытаться добиться их абсолютной идентичности несколько утопичная задача, но стремиться к этому стоит по моему мнению.
итак, про репетиции. у меня был опыт владения собственными усилителями, был опыт пользования собственной точки с практически неограниченным временем. эти варианты имеют свои плюсы и минусы, но с годами я пришел к следующему важному выводу. репетиции нужны исключительно для того, чтобы к чему-то готовиться. допустим, коллектив планирует запись нового материала. важно, чтобы каждый участник переступил порог студии звукозаписи с хорошим владением этим самым материалом, без каких либо вопросов на счёт того, что, как и где ему играть. для этого нужно репетировать. кому-то больше, кому-то меньше, в зависимости от уровня самих музыкантов. сильные сессионщики могут не репетировать вообще, если они пишут уже готовые партии и поверьте, это никак не скажется на качестве их работы. или группа готовится к концерту. тоже надо репетировать. новому, ещё не записанному, материалу следует уделять больше времени, возможно, добавлять какие-то минимальные штрихи к общей картине. старый материал достаточно просто прогонять. на этом у меня всё
не могу даже предположить в каких ещё случаях нужно репетировать
я категорически не люблю, когда материал пишется непосредственно во время реп. вот такой классический олдскульный вариант, когда автор\авторы приносит какие-то куски текста, гармонию и мы всем миром сразу же накидываемся придавать этому форму, сочинять партии и делать аранжировку. сразу - нет!
у тебя есть идея? ок, запиши демо, мы послушаем, оценим, обсудим и сделаем каждый свою работу. потом снова послушаем, оценим и сделаем свою работу. количество итераций может стремиться к бесконечности, но только когда у песни появилась форма и какая-то первичная аранжировка, стоит вовлекать её в репетиционный процесс. если сделать это раньше, то в большинстве случаев это будет нерациональной тратой времени и денег. ибо все эти бесконечные итерации переносятся из ваших домов на репточку. иногда бывает так, что коллективное творчество приносит какие-то плоды, иногда бывает даже так, что из куска какого-нибудь не очень осмысленного джема в конце репетиции, получается что-то интересное. но на моём личном опыте это случалось так редко, что смысла заниматься этим целенаправленно я не вижу. возможно, во времена битлс дела обстояли несколько иначе, но мы живём в 21м веке, прогресс дал нам бесценную возможность делать домашние записи почти без затрат и с приемлемым качеством для демо внутреннего пользования. странно этим не пользоваться, имхо. лично мне нравится работать над собственными партиями дома, в комфортной обстановке с безлимитными перекурами, делая нужное количество дублей и вариантов, отслушивать и выбирать лучшие из них, не обязывая своих коллег терпеть все эти потуги до победного. я ценю их время, деньги и нервы, надеясь на взаимность
если кто-то из участников не хочет этого делать и ищет этому бесконечные оправдания, то, возможно он просто лентяй. задумайтесь, возможно вам просто с ним не по пути
терпеть не могу, когда люди на репетициях учатся играть. когда кто-то из участников приходит совершенно неподготовленным, ковыряется в грифе/барабанах, делает задумчивое лицо и постоянно просит паузы. и если это повторяется каждый раз, то он совершенно точно лентяй
такие вещи можно прощать, если он гениальный автор и пишет суперхиты раз в неделю. в прочих случаях вообще непонятно не только зачем он пришёл на репетицию, но и зачем туда пришли все мы
лично у меня всегда есть занятия поинтереснее, чем наблюдать вот это вот всё
учиться играть нужно дома и только дома. поддерживать форму тоже дома. если на это нет времени, желания и усидчивости, то смена помещения на точку здесь вряд ли поможет. присутствие коллег никаким образом не помогут вам стать лучшим музыкантом. бывают разные ситуации, конечно. ритм секции нужно дополнительное занятие? ок, собрались вдвоём, поиграли, что-то для себя зафиксировали. тот, кто хотя бы краем уха знаком с моим творчеством, знает как я люблю эффекты. так вот если бы я всё это пытался делать непосредственно на репетициях, никто бы не вытерпел, меня бы выгоняли из всех групп и мир бы так и не узнал, как я люблю дилеи
надо покрутить ручки? крутишь их дома, если позволяет помещение. если не позволяет - берешь нужный стаф, едешь к знакомым в гараж. хочется послушать как это будет в большом звуке - ищешь точку с дешёвым временем по утрам и слушаешь. это твоя работа и твое личное время. коллегам совершенно не нужно тратить свои человекочасы на то, что должен сделать ты.
ненавижу, когда на репетицию приходят заниматься ерундой. если группа устала от рутины, такое можно проворачивать пару раз в год. просто погреметь, по угару поменяться инструментами, взять пивка и сыграть смоконзевотер. это помогает отвлечься и расслабиться, если накопилась усталость от основных задач. но на постоянной основе такое может быть только в случае, если это группа выходного дня. знаете, такие мужички, которые приходят в субботу-воскресенье потерзать инструменты после рабочей недели, отдохнуть душой. не имею ничего против, отличное хобби, без шуток! если же группа считает себя серьезной и нацелена на какой-то результат, делать подобные репетиции постоянно ни к чему.
вы спросите: а где же здесь про звук? так я вам сейчас скажу
исходя из всего мной выше написанного, я постепенно дошёл до того, что мне вообще пофиг на каком звуке репетировать
да, безусловно, у меня есть личные предпочтения в усилителях, примочках и прочих элементах гитарного тракта. но в репетиционных условиях это все имеет на самом деле очень мало значения, кроме моего собственного комфорта, коим запросто можно пожертвовать во благо общего дела. это банально, но наши репетиции никто не слушает, чуваки
люди будут слушать нас на концертах и на записях, там всё будет звучать несколько иначе по ряду многих объективных причин и именно там надо стараться звучать круто.
да, наверное, стоит уделять звуку некоторое внимание, когда группа только собралась и сама ещё плохо понимает в какую сторону будет двигаться. но когда за плечами уже есть минимальный совместный опыт, вопрос саунда на репах становится вторичным. так же стоит заниматься звуком, когда материал уже готов и вы готовитеcь его писать. крайне желательно вовлекать в этот процесс людей, которые будут заниматься записью и сведением. идеально дать им заранее демо вашего материала и попробовать пригласить на репу. если это не возможно, то попробуйте просто обсудить с ними заранее предстоящую запись. скиньте демо, расскажите про ваше видение, дайте референсы на саунд других групп, который считаете подходящим для вас, поговорите о том, какой планируете использовать аппарат. поверьте, их советы принесут вам больше пользы в итоге, чем многочасовые самостоятельные поиски священного грааля. ещё как вариант - можно распараллелить процессы, когда планируется запись. на любой доступной точке можно заниматься непосредственно музыкой, на другой, которая вам хорошо знакома, рулите саунд. так будет проще и понятнее для всех.
на обычных репетициях звук не так уж и важен. это не означает, что нужно играть с рандомным положением ручек, отнюдь. но и излишне усердствовать не стоит, если что-то звучит немного не так. просто забейте
мы собрались для того, чтобы постараться сыграть нашу музыку максимально классно, так давайте же этим и будем заниматься! а для этого важен только один критерий: на репетиции все должны всех хорошо слышать. всего то делов
бывают незнакомые точки, не совсем подходящие усилители, другие барабаны. не стоит пытаться звучать везде одинаково, зачем? рулите звук так, чтобы каждому музыканту было понятно, что происходит в пачке здесь и сейчас. ради этого можно сделать себя тише и прозвучать немного не с тем перегрузом, который вы считаете идеальным. это совсем не больно
как только у вас это начнёт получаться, всё остальное пойдёт гораздо быстрее и результат вас удивит.
ещё очень важный момент - мониторинг. по возможности записывайте репетиции. как угодно: портативный рекордер, комп с картой, диктофон на мобиле. единственный критерий снова тот же: добейтесь такой записи, чтобы всё читалось и все инструменты были +\- слышны. иногда для этого полезно будет сыграть материал без вокала. слушайте эти записи, обсуждайте с коллегами, не бойтесь указывать им на их лажи. можно прямо писать список всех косяков с таймингом. работайте над этими ошибками и заставляйте работать над ними остальных.
вот такое вот у меня видение на данный момент. пришёл я к нему путём многолетнего набивания шишек и топтания граблей. было немного странно это осознавать, вроде бы я пытался стать профессиональнее, а в итоге топлю за какое-то дилетантство
не люблю репетировать и кладу болт на звук
но я пообщался на этот счёт со старшими товарищами, которые в сотни раз опытнее меня и которым я, как музыкант, даже в подмётки не гожусь. большинство из них, каждый со своими оговорками, но в общих чертах изложили мне приблизительно тоже самое, о чём я сейчас вам написал. звук важен, но музыка первична. так или иначе хорошего саунда на записи и концерте можно добиться наняв квалифицированных специалистов. но этот саунд сам по себе ничего не будет стоить, если группа играет плохо.
так что дерзайте и не бойтесь пробовать новое!
PS
текст получился объёмным и я затронул в нём только репетиции. если вы сочли его полезным для себя и хотите продолжения - пишите и я расскажу вам то, что я думаю о звуке на концертах и в студии.