трансформатор

Сделай сам. Схемы. Поиск деталей

Модератор: moderator

Сообщение
Автор
Аватара пользователя
Zhora
Ветеран
Сообщения: 1339
Зарегистрирован: Сб фев 09, 2008 3:57 pm
Откуда: Минск

трансформатор

#1 Сообщение Zhora » Вс май 18, 2008 2:06 pm

Есть парочка торроидальных трансформаторов 220/12в.Можно ли их использовать в качестве выходных в ламповом усилителе??

Аватара пользователя
Andrei
Прохожий
Сообщения: 93
Зарегистрирован: Вс апр 06, 2008 10:10 pm
Откуда: Менск

#2 Сообщение Andrei » Вс май 18, 2008 9:05 pm

Их скорее можно использовать в качестве силовых. А вот как выходные скорее всего нет, поскольку там важен не только коэффициент трансформации, но и индуктивность (во, блин, как загнул :lol: )
Люди, не имеющие отношения к Искусству, не должны иметь к нему никакого отношения.

Аватара пользователя
Zhora
Ветеран
Сообщения: 1339
Зарегистрирован: Сб фев 09, 2008 3:57 pm
Откуда: Минск

#3 Сообщение Zhora » Вс май 18, 2008 10:42 pm

хм...а я слышал что можно

НиКиТуШкА
Бывалый
Сообщения: 304
Зарегистрирован: Вс фев 05, 2006 9:52 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

#4 Сообщение НиКиТуШкА » Пн май 19, 2008 10:06 am

Zhora писал(а):хм...а я слышал что можно
Нельзя.
--->Гитарные педали ручной сборки
--->Педали ВКонтакте
--->Ламповые приборы и другое
Помогу с изготовлением, ремонтом гитарной аппаратуры и эффектов. Инструментальные усилители и комбоусилители.

МТС 5571827 ICQ 307308760 basok@tut.by

Аватара пользователя
MishkaZ
Бывалый
Сообщения: 285
Зарегистрирован: Пн июл 31, 2006 3:28 am
Откуда: Minsk
Контактная информация:

#5 Сообщение MishkaZ » Пн май 19, 2008 11:31 am

Можно, только ЧХ должна быть ужасной :)

Аватара пользователя
Zhora
Ветеран
Сообщения: 1339
Зарегистрирован: Сб фев 09, 2008 3:57 pm
Откуда: Минск

#6 Сообщение Zhora » Пн май 19, 2008 1:37 pm

мды........проблемка

Petrovich
Прохожий
Сообщения: 64
Зарегистрирован: Сб май 10, 2008 2:52 pm
Откуда: Гомель

#7 Сообщение Petrovich » Пн май 19, 2008 2:44 pm

Вот проблема ':wink:'
Взял да купил(заказал, чтоб намотали)...

Аватара пользователя
nerguss
Ветеран
Сообщения: 1918
Зарегистрирован: Вс ноя 25, 2007 10:05 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

#8 Сообщение nerguss » Пн май 19, 2008 9:52 pm

могу выкупить их у тебя
Не бойтесь делать то, чего никогда не делали, потому что ковчег строил любитель, а Титаник - профессионалы.

Аватара пользователя
TheApl
Завсегдатай
Сообщения: 661
Зарегистрирован: Чт июл 12, 2007 12:15 am
Откуда: Минск
Контактная информация:

#9 Сообщение TheApl » Пн май 19, 2008 11:04 pm

Можно, но я пробовал по мне уж лудшн ТВЗ
говоримся сразу - теоретически такое возможно. А практически? Ха-ха! Практически - тоже возможно!
Кто не верит, отправляется сюда: Moor The Lord
Это один из проектов с сайта http://www.firebottle.com/ampage/ Раздел Homebrew Gallery > Amps.

Теперь попробуем разобраться... Ну, теоритически, конечно, силовые трансформаторы не очень подходят на роль выходных. Они расчитаны и изготовлены для того, чтобы преобразовывать напряжение частотой 50 Гц. А частотный диапазон электрогитары намного шире - вы это и сами прекрасно знаете :-) Следовательно, используя силовой трансформатор вместо звукового мы получим более узкий диапазон воспроизводимых усилителем частот. Насколько он будет узким - зависит от конструкции трансформатора и его параметров. Но мы не теряем надежду! Тот парень, создатель усилителя Moor The Lord отзывается о звучании своего усилителя с силовым трансформатором в роли звукового так: "Now I know all you tube amp purists will be shocked by this, but it works perfectly and it sounds f*cking great! And it saved me a lot of bucks...". Звучит убедительно! :-)

А теперь перейдем к практической части данного прикола! Какой-же нам нужен трансформатор для нашего проекта? Щас посчитаем!

Итак, в разделе "Выходные трансформаторы" вы можете найти формулу:
ZI/ZII=(NI/NII)2=(UI/UII)2
(где Z - сопротивления, N - количество витков, U - напряжения на обмотках)

Исходя из формулы, выводим методику расчета. Я покажу все на примере. Так будет намного понятней.

Итак, исходный данные: допустим, у вас есть трансформатор с напряжениями 220 В (первичная обмотка) и 6.5 В (вторичная). Мощность трансформатора в расчете не учавствует. Хотя, надо иметь ввиду, что, если вы собираетесь собрать усилитель с выходной мощностью ~15 Вт, то трансформатор надо взять мощностью не менее 20 Вт (лучше - больше). Не забудьте, что при сопротивлении нагрузки 8 Ом и выходной мощности усилителя 15 Вт, через вторичную обмотку потечет ток ~1.87А. То есть, выбирая трансформатор не забывайте о силе тока в обмотках!!! Обмотки должны быть намотаны проводом соответствующего диаметра!

Продолжим...

1) делим 220 на 6.5 - ответ 33.85 (это коэффициент трансформации трансформера:)
2) возводим полученое значение в квадрат 33.85*33.85=1145.82 (это мы получили приведенное сопротивление). То есть одному ому на нагрузке соответствует 1145.82 ома на аноде (анодах) лампы (ламп). Это, объясняя на пальцах корявым языком :-)
3) теперь вы уже сами видите, что, если вы используете нагрузку 4 Ом, на анодах получается - 4583 Ом. Если нагрузка 8 Ом, тогда выйдет в два раза больше - 9166 (многовато, однако)

Если возьмем лампу 6П14П (одноконечный усилитель), то очень усредненно приведенное сопротивление на аноде - примерно 5 КОм.
То есть, есть шанс, что наш силовой трансформатор 220В/6.5В будет работать удовлетворительно.
Все это, конечно, теоритически.


Еще один важный момент! ОЧЕНЬ ХОРОШО, ЕСЛИ ПЕРВИЧНАЯ ОБМОТКА ВАШЕГО ТРАНСФОРМАТОРА БУДЕТ СОСТОЯТЬ НЕ МЕНЕЕ ЧЕМ ИЗ 1500 ВИТКОВ!!! Если витков меньше - скорее всего, частотный диапазон будет никудышним! :-)

Все равно, вам придется собрать свой усилитель на макетной плате и испытать как он будет звучать с тем или иным "выходным" трансформатором. Думаю, у вас может получиться! Экспериментируйте, ламповые фанаты! ;-)

Да, и еще хочу напомнить вам, что в трансформаторах для выходных каскадов по однотактной схеме (single end), когда в трансформаторе используется железо с Ш-пластинками, необходимо делать небольшой зазор между этими самыми E и I пластинками. Подробнее читайте в материале о расчете выходного траснсформатора single end.


P.S. Ваши комментарии всегда приветствуются! :-)

Данные по лампам можно найти тута:
http://oldradio.qrz.ru/tubes/
http://www.mif.pg.gda.pl/homepages/frank/index.html

2002.09.18 Проверена идея использования сетевых трансформаторов в качестве выходных. Для усилителя FireFly я использовал в качестве выходного трансформатора два сетевых 220v/12v, мощностью по 4 ватта. Первичные обмотки были соеденены последовательно, вторичные - параллельно... Звук - класс!

Для вашего удобства (и своего тоже:-) я уже все посчитал. Зная по какой схеме вы собираетесь делать усилитель, какое для выходного каскада должно быть приведенное сопротивление, смотрите в таблицу внизу этой странички, и прикидываете, какой трансформатор(-ы) вам взять для експериментов. Соответственно, напряжение первичной обмотки трансформатора - 220 вольт. Трансформатор для каскада по схеме push-pull составляем из двух трансформаторов (смотрите рисунок в таблице). В третьей, четвертой и пятой колонках таблицы указано приведенное сопротивление на анадах ламп в соответствии с сопротивлением нагрузки.

Например: вы делаете однотактный усилок на лампе 6П14П. Нагрузкой будет динамик, сопротивлением 4 Ома. Для такого усилителя оптимальное приведенное сопротивление 4500-6500 Ом. Соответственно, смотрим в таблицу и выясняем, что для экспериментов нам подойдут трансформаторы 220v/6.5v, либо 220v/6v. Причем, последний предпочтительнее...

НиКиТуШкА
Бывалый
Сообщения: 304
Зарегистрирован: Вс фев 05, 2006 9:52 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

Re: трансформатор

#10 Сообщение НиКиТуШкА » Пн май 19, 2008 11:32 pm

Zhora писал(а):Есть парочка торроидальных трансформаторов 220/12в.Можно ли их использовать в качестве выходных в ламповом усилителе??
ААУУУ, ДРУЗЬЯ!!!
Я разве не по-русски сказал? Если вы спрашиваете, но не слушаете, зачем тогда спрашиваете? Я не претендую на последнюю инстанцию, но в данном вопросе компетентен.
Начнем и закончим тем, что автор не указал тип выходного каскада обсуждаемго усилителя. В любом случае, кроме экзотических типов выходных каскадов с гальванической развязкой, сетевой трансформтаор в кач-ве выходного, ОБЯЗАТЕЛЬНО* должен иметь немагнитный зазор в магнитопроводе. О чем даже в приведенной статье есть примечание:
"Да, и еще хочу напомнить вам, что в трансформаторах для выходных каскадов по однотактной схеме (single end), когда в трансформаторе используется железо с Ш-пластинками, необходимо делать небольшой зазор между этими самыми E и I пластинками."
Причем, нужно заметить, что это касается всех типов магнитопроводов, не только с Ш-образным железом.

Конечно, работать будет, так же как и машина будет ехать Если ей колеса задние открутить.

П.С. тока машина переднеприводная нужна для опыта :)

* кроме отдельных случаев:
1. двухтактный выходной каскад и примененный сетевой трансформатор в кач-ве выходного, имеющий отвод от середины первичной обмотки.
2. Трансформатор(ы), габаритная мощность которого(ых) позволяет обойтись без немагнитного зазора. Рассчитать можно по доступным методикам. Но размер будет заведомо ого-го (для облегчения восприятия: нормальный рабочий выходной трансформатор для однотактника 3Вт - размером с мяч для большого тенниса. Сетевой трансформатор в качестве выходного, без немагнитного зазора - размером с гирю в 16кг.


Автор, озвучь хар-ки усилителя.
--->Гитарные педали ручной сборки
--->Педали ВКонтакте
--->Ламповые приборы и другое
Помогу с изготовлением, ремонтом гитарной аппаратуры и эффектов. Инструментальные усилители и комбоусилители.

МТС 5571827 ICQ 307308760 basok@tut.by

Аватара пользователя
Zhora
Ветеран
Сообщения: 1339
Зарегистрирован: Сб фев 09, 2008 3:57 pm
Откуда: Минск

#11 Сообщение Zhora » Вт май 20, 2008 4:51 pm

Усилитель двухкаскадный. Первый каскад построен на одной половинке двойного триода 6Н3П (VL1) и представляет собой классический каскадусилителя напряжения. Вторая половинка лампы использована во втором канале усилиеля.
На резисторах R4, R5, благодаря протекающему через
них катодному току, создается напряжение смещения, которое задает режим работы лампы. Отсутствие в цепи катода конденсатора (который обычно присутствует в промышленных конструкциях и включается параллельно катодному резистору) не лишено смысла - это позволяет получить в какскаде местную ООС, благодаря которой хотя и несколько снижается усиление, но зато повышается линейность каскада. Глубина такой местной ООС небольшая и определяется соотношением величин сопротивлений резисторов R4 и R6. Этот прием также позволяет "убить" и второго зайца - в цепь катода очень удобно подавать напряжение общей ООС, что и сделано в нашем случае - сигнал с выхода усилителя через делитель, образованный резисторами R5 и R4 подается прямо на катод.

Тип лампы и рабочая точка выбирались исходя из желаний получить режим на линейном участке ВАХ (вольт-амперной характеристики) лампы, при этом было бы недопустипо появление сеточного тока (ток в цепи сетки возникает, когда напряжение на ней становится положительным относительно катода, как следствие, возникают сильные искажения сигнала) в любом режиме работы усилителя, и небольшое выходное сопротивление каскада при достаточном усилении, что позволит "не обращать внимания" на паразитные емкости монтажа и лампы, и индуктивности резисторов последующего каскада. Но при всём этом ток анода должен быть достаточно мал, чтобы обеспечить долговечность лампы. В результате выбрано сопротивление в цепи анода 47 кОм и анодный ток 3 мА (при регламентиуемом по справочнику токе анода 8 мА для лампы 6Н3П) - в этой точке ВАХ достаточно линейны для входного сигнала с размахом до 3 вольт. Коэффициент усиления каскада по напряжению 16,5.

Второй каскад также не отличается оригинальностью - это типовой однотактный каскад, построенный на мощном выходном пентоде 6П14П (VL2). Катодный резистор R9 задает рабочую точку лампы (ток анода 48 мА, второй сетки 7 мА), а также организует местную неглубокую ООС. Резистор в цепи сетки выбран относительно небольшого сопротивления для снижения влияния паразитных емкостей монтажа и тока утечки первой сетки (у ламп в общем-то всегда есть ток утечки в цепи первой сетки, даже когда напряжение на ней отрицательое по отношению к катоду, но наиболее заметен он у мощных ламп. Величина этого тока - порядка нескольких мкА. Отрицательное воздействие - "уход" режима лампы), но важно, чтобы его сопротивление было значительно больше выходного сопротивления предыдущего каскада.

Лампа второго каскада нагружена на выходной трансформатор - он необходим для согласования высокого выходного сопротивления лампы (порядка 4,5 кОм) с относительно низкоомной нагрузкой. Принцип выбора трансформатора для данной конструкции - "дешево и сердито" - были использованы трансформаторы типа ТВЗ-1-9, применявшиеся как в телевизорах, так и в некоторых радиоприемниках. Можно использовать и другие типы выходных звуковых трансформаторов, важно лишь, чтобы они были предназначены именно для применения в однотактных выходных каскадах. Можно даже поэкспериментировать с трансформаторами типа ТВК (применялись в выходных каскадах кадровой развертки), однако надо отдавать себе отчет, что выходной трансформатор - это едва ли не самая главная деталь в ламповом усилителе - его качество по большей части и будет определять качество усилителя в целом.

Коэффициент передачи выходного каскада по напряжению 0,85 (измерялось на нагрузке 4 Ом)

На входе усилителя применен фильтр, не пропускающий низшие частоты звукового диапазона на вход усилителя (примерно от 40 Гц и ниже). Необходимость в таком фильтре вызвана следующими соображениями: а) большинство бытовых акустических систем среднего класса имеют нижние рабочие частоты от 40 до 60 Гц и в принципе не способны воспроизвадить сигнал с частотой ниже данного порога - подача на акустическую систему сигнала заведомо ниже ее минимальной рабочей частоты лишь порождает значительные дополнительные искажения из-за смещения этим сигналом диффузоров громкоговорителей; б) бытовые помещения отличаются небольшими размерами и, как следствие, на низких частотах в таких помещениях имеется множество резонансов, вызывающих эффект "бубнения" при воспроизведении, причем чем меньше помещение, тем более ярко выражен этот эффект, тем на более высоких частотах проявляется резонанс; в) с уменьшением частоты мощность усилителя, необходимая для воспроизведения, должна увеличиваться (это справедливо для всего диапазона частот) - например, если для воспроизведения с нормальной громкостью сигнала частотой 100 Гц достаточно 3 Вт, то для воспроизведения 50 Гц с такой же громкостью необходимо уже 12 Вт выходной мощности усилителя; г) нижняя рабочая частота большинства промышленных звуковых трансформаторов составляет 40-50 Гц - на более низких частотах трансформатор, также как и акустическая система, теряет эффективность (это происходит из-за конечного значения индуктивности первичной обмотки), а в сочетании с большей мощностью более низкочастотного сигнала также порождает значительные искажения. С учетом всего этого, а также того, что выходная мощность усилительного однотактного каскада на лампе 6П14П ограничена величиной 4,5 Вт, и было решено использовать такой фильтр. Конечно, если применять высококачественные трансформаторы и акустические системы, то необходимость в таком фильтре отпадает. В этом случае его можно не монтировать, удалив для этого R2 и заменив C2 перемычкой.

Забегая вперед, хочется отметить, что при сравнении звучания усилителя с фильтром и без субъективное предпочтение всегда отдавалось варианту усилителя с фильтром - басы, вопроки прогнозам, более "упруги" за счет устранения перегрузки выходного каскада и значительного снижения "бубнения" помещения.

Блок питания усилителя достаточно прост - он представляет собой трансформатор, также взятый от старого лампового телевизора, с выпрямителем анодного напряжения (рис.2). Емкость конденсатора фильтра C7 выбрана относительно небольшой - это вызвано желанием уменьшить пиковый ток через диоды выпрямителя (не секрет, что диоды выпрямителя, работающего на емкостную нагрузку, открыты только на малом промежутке времени по сравнению с длительностью полупериода, и в это время через них течет ток, значительно превышающий средний, потребляемый нагрузкой). Но так как на небольшой емкости пульсации напряжения довольно существенны, в усилителе (рис.1) применен фильтр R10 C5, где емкость C5 может быть уже весьма большой, чтобы эффективно их подавлять. Первый каскад также питается через такой же фильтр R7 C3, который дополнительно защищает его от пульсаций напряжения питания, вызванных работой второго каскада.

Цепочка R11-R14 (рис.1) одна общая для обоих каналов усилителя и предназначена для создания положительного потенциала цепи накала относительно катодов ламп. Это необходимо для снижения фона переменного тока - сильно нагретая нить накала и катод образуют некоторое подобие вакуумного диода, и если на катоде относительно нити накала будет в какие-то моменты времени положительное напряжение, от нити накала к катоду потечет небольшой ток. Этот ток будет течь и через катодные резисторы, вызывая на них падение напряжения, которое затем будет усилено всеми последующими каскадами точно также, как и полезный сигнал.

Последовательно включенные R11 и R12 выполняют еще одну функцию - через них разряжаются емкости фильтров питания при выключении усилителя.

Суммарный ток, потребляемый накалами ламп, составляет 1,85 А. Накальная обмотка трансформатора должна быть расчитана на такой (или больший) ток, в противном случае может произойти перегрев накальной обмотки трансформатора.

Конструкция и детали. Оба канала усилителя, кроме блока питания, целиком смонтированы на одной печатной плате ( рис.3 ). Так как лампы рассеивают достаточно много тепла, стремиться получить высокую плотность монтажа нет смысла. По этой же причине в качестве материала для печатной платы желательно применить фольгированный стеклотекстолит - этот материал более температуростоек, чем текстолит или гетинакс, и при нагреве не деформируется, что часто случается с платами на основе гетинакса.

Резисторы могут быть типов ВС или МЛТ. R1-R5, R13 и R14 могут быть любой мощности (печатная плата расчитана на установку резисторов типа ВС-0,5 и МЛТ-0,5), R6, R7, R8, R11 и R12 лучше взять мощностью не менее 0,5 Вт (для R7 и R8 это обусловлено не столько рассеиваемой на них мощностью, сколько возможностью "прострела" между витками нарезки в момент подачи питания на усилитель). R9 должен быть мощностью не менее 1 Вт, R10 - 2 Вт. R10 лучше всего взять проволочный - также из-за возможного пробоя в момент включения, но в крайем случае подойдет и МЛТ-2.

Сопротивления резисторов R1, R11-R14 могут значительно отличаться от указанных на схеме: R1 может быть от 100 кОм до 1 МОм; R13, R14 от 1 до 100 кОм, но желательно одинакового сопротивления; сопротивление R11 может варьироваться от 100 до 470 кОм, причем сопротивление R12 должно быть в 5-15 раз меньше сопротивления R11. R7 может быть от 2 до 8,2 кОм. Сопротивление R10 увеличивать не стоит, но можно применять любые резисторы в диапазоне от 100 до 220 Ом. Также может варьироваться и сопротивление R6 - от 22 до 75 кОм, однако при этом нужно учесть, что при увеличении сопротивления R6 необходимо увеличивать и сопротивление R4, в результате чего несколько изменится глубина обратных связей, а следовательно изменится чувствительность усилителя. Для установки необходимой чувствительности нужно будет подобрать сопротивление R5. Сопротивление R9 изменять не стоит - лишь в крайнем случае можно установить резистор сопротивлением 130 Ом.

На печатной плате предусмотрено два места для резистора R12 (на монтажной схеме обозначены как R12"), подключенные параллельно, поэтому в качестве R12 можно использовать и два резистора с сопротивлением большим номинального.

Резисторы R4, R5 и R9 для обоих каналов не помешает подобрать попарно с наиболее близкими значениями сопротивлениий - это облегчит настройку усилителя.

Конденсаторы C1, C2 и C4 пленочные. C1 и C2 типа К73-9, C4 - К73-17. Емкость C4 может быть от 0,47 до 1,5 мкФ. Рабочее напряжение конденсаторов C1 и C2 не критично (применены конденсаторы с напряжением 100 В), напряжение конденсатора C4 должно быть не менее 250 В. Можно применить и другие типы конденсаторов, однако при этом нужно учесть, что например металлобумажные или слюдяные конденсаторы будут иметь значительно большие габариты, а применение сегнетоэлектрических конденсаторов в звуковых цепях недопустимо из-за значительного пьезоэффекта. Применение негерметизированных конденсаторов (типа БМТ, МБМ) также недопустимо из-за наличия в них токов утечки. Абсолютно не подходят электролитические конденсаторы.

Конденсаторы фильтров питания - любые подходящие по габаритам электролитические с рабочим напряжением не менее 300 В. Емкость C3 должна быть не менее 10 мкФ (однако в этом случае желательно увеличить сопротивление R7 до 5,1-6,2 кОм), емкость C5 уменьшать нежелательно (в крайнем случае можно поставить 220 мкФ). Также нежелательно уменьшение емкости конденсатора фильтра C7 в блоке питания.

Диоды выпрямительного моста также можно заменить на любые другие, важно лишь чтобы при включении усилителя они выдерживали ток зарядки конденсаторов фильтра (до 2 А), и были расчитаны на обратное напряжение не менее 400 В. Вполне подойдут Д226Г.
Панелька ПЛ9-2 Панелька ПЛК9


Доработанная
панелька ПЛК9


Для размещения ламп использованы панельки типа ПЛ9-2. Подойдут и другие панельки, которые можно устанавливать на печатную плату. При отсутствии таковых можно использовать панельки, не приспособленные для печатного монтажа. Для установки на плату к их выводам можно подпаять отрезки толстого одножильного провода, с помощью которых панелька и будет установлена на плате. Однако предпочтительнее будет доработать непосредственно выводы панельки, откусив острыми бокорезами (кусачками) часть вывода (см. фото).

Джамперы JP1 использованы от вышедших из строя системных плат компьютеров. Такого же типа и штырьки разъема, через который сигнал подается на вход усилителя. Для подсоединения выходного трансформатора и блока питания на плате также смонтированы штырьки - они использовны от унифицированных разъемов, использовавшихся в телевизорах. Провода к этим штырькам подпаиваются, хотя не исключено и применение разъемов.

При монтаже особое внимание следует уделить подсоединению к общему проводу - все цепи общего провода должны соединяться либо в одной точке, либо в строго определенной последовательности. На печатной плате такая последовательность соблюдена - необходимо лишь проследить, чтобы не было "лишних" соединений.

Номинальная выходная мощность усилителя - 3 Вт, максимальная 4 Вт, номинальное входное напряжение 0,75 В. Этой мощности вполне достаточно для комфортного прослушивания аудиопрограмм в комнате площадью 30 м2 (используются акустические системы 6АС-224, из комплекта радиолы "Кантата-205").

Внешний вид смонтированного на плате усилителя показан на фотографии


Налаживание усилителя несложно. Прежде всего убеждаются в работоспособности блока питания. Напряжение '+275' может быть в пределах от 250 до 300 В (в зависимости от типа использованного трансформатора). Переменное напряжение 6,3 В считается в пределах нормы, если оно не ниже 6,0 В, но и не выше 6,5 В. Затем к блоку питания подключают плату усилителя. Лампы пока не устанавливаем. Таблица 1 - напряжения на панельках без ламп
Панелька
лампы Ножка
1 2 3 4 5 6 7 8 9
VL1 +49 0 0 +275 - +275 0 0 +49
VL2 - 0 0 +49 +49 - +275 - +275



Подключив плату, нужно проверить поступающие напряжения на панельки ламп. В таблице 1 приведены значения напряжений для этого случая.

Очень тщательно отнеситель к замеру напряжения на 2-й ноже панельки VL2 - там должен абсолютный '0'. Малейшее положительное постоянное напряжение будет значить только одно - конденсатор C4 имеет утечку и должен быть заменен до включения ламп. Напряжение '+49' - это напряжение, которое получается на делителе R11-R12, и если вы изменяли номиналы этих резисторов, то оно может отличаться от указанного, но в любом случае оно должно соответствовать напряжению в точке соединения R11-R14. Отсутствие или значительное несоответствие напряжения '+275' на какой-либо ножке говорит о неисправности в этой цепи, как правило об обрыве. Конечно, могут еще быть неисправны C3 или C5, но в этом случае последствие их неисправности будет выражено путем обугливания резисторов R7 или R10 соответственно. Таблица 2 - напряжения на ножках ламп
Панелька
лампы Ножка
1 2 3 4 5 6 7 8 9
VL1 +49 +2,0 0 +150 - +150 0 +2,0 +49
VL2 - 0 +6,0 +49 +49 - +250 - +255



Если все в порядке, отключаем питание, подключаем акустические системы или эквивалент нагрузки (которым может служить резистор сопротивлением от 3,9 до 8,2 Ом и рассеиваемой мощностью не менее 2 Вт), снимаем джампер JP1 и устанавливаем лампы. Подаем питание на усилитель и сразу же снова контролируем напряжения на ножках 3 ламп VL2. По мере разогрева катодов оно должно плавно увеличиться до +6,0..6,1 В и далее оставаться таким - это будет говорить о выходе ламп на нормальный рабочий режим. Напряжение, выше чем 6,3 В, говорит о сильном износе лампы (уменьшилась крутизна характеристики, как правило следствие загазованности внутри баллона лампы), заниженное напряжение (примерно от 5,8 и ниже) также характерно для долго работавших ламп (потеря эмиссии) - такие лампы необходимо заменить. Напряжения на других ножках ламп приведены в таблице 2. Напряжения на анодах и катодах VL1 указаны для случая разомкнутого JP1 - при его установке на место напряжения на анодах понизятся до 110..120 вольт, а на катодах до 1,7..1,8 В.

Если напряжения укладываются в рамки дозволенных, можно попробовать подать на вход усилителя сигнал небольшой амплитуды (порядка 25-50 мВ, т.к. JP1 снят и чувствительность максимальна). В случае успеха остается лишь убедиться, что общая обратная связь отрицательна. Для этого аккуратно устанавливаем JP1 на место. Если в при этом произойдет самовозбуждение усилителя, сопровождаемое громким шумом, воем или свистом в акустической системе - в этом случае необходимо поменять концы вторичной обмотки выходного трансформатора между собой местами.

На этом налаживание можно считать законченным.

Меры предосторожности.
1. При любых монтажных работах устройство необходимо обесточивать. Так как в усилителе применены накопительные конденсаторы большой емкости, необходимо дождаться их разрядки, которая происходит в течение 30-40 секунд после выключения усилителя. При испытаниях блока питания отдельно от усилителя будьте внимательны - в этом случае конденсатор C7 способен хранить заряд весьма длительное время (до нескольких суток). Для обеспечения разрядки конденсатора параллельно к нему следует временно подпаять резистор сопротивлением от 100 кОм до 1 МОм и мощностью не менее 0,5 Вт. Категорически не рекомендуется разряжать конденсаторы с помощью короткого замыкания их выводов (например отверткой или пинцетом) - это может привести как к выходу из строя конденсатора, так и к травме.

2. Ламповые усилители, в отличие от транзисторных, не боятся короткого замыкания в нагрузке, но зато обрыв в цепи нагрузки может вывести из строя выходной трансформатор. Очень не рекомендуется включать усилитель при отсутствии подключенной к его выходу номинальной нагрузки (номинальное сопротивление нагрузки 4...8 Ом) - это грозит пробоем изоляции первичной обмотки выходного трансформатора вследствие ее значительной индуктивности. Если вы собираетесь эксплуатировать усилитель вместе с наушниками - необходимо учесть это и на время подключения наушников обеспечить параллельное подключение эквивалента нагрузки, которым может служить обычный резистор сопротивлением от 3,9 до 8,2 Ом и рассеиваемой мощностью не менее 2 Вт. Любые же переключения нагрузки, при которых возможен пусть даже кратковременный разрыв ее цепи, необходимо выполнять только при выключенном питании усилителя

Аватара пользователя
TheApl
Завсегдатай
Сообщения: 661
Зарегистрирован: Чт июл 12, 2007 12:15 am
Откуда: Минск
Контактная информация:

#12 Сообщение TheApl » Вт май 20, 2008 5:37 pm

не осилел прочитать. я так думаю, можно но,по мне, лудше не надо,силовой - это силовой , выходной - это выходной , лудше на этом железе намотай то что надо.

Аватара пользователя
Zhora
Ветеран
Сообщения: 1339
Зарегистрирован: Сб фев 09, 2008 3:57 pm
Откуда: Минск

#13 Сообщение Zhora » Вт май 20, 2008 7:14 pm

А зачем железо для выходных трансов берут как можно тоньше??

Аватара пользователя
Zhora
Ветеран
Сообщения: 1339
Зарегистрирован: Сб фев 09, 2008 3:57 pm
Откуда: Минск

#14 Сообщение Zhora » Вт май 20, 2008 7:15 pm

Никитушка хочется услышать ваше мнение. На каком железе вы мотаете??И почему ТВЗ плохие по звуку ?? Может как их доработать?
И говорят что на нагрузку 8Ом транс даёт меньше искажений так ли это?

НиКиТуШкА
Бывалый
Сообщения: 304
Зарегистрирован: Вс фев 05, 2006 9:52 pm
Откуда: Минск
Контактная информация:

#15 Сообщение НиКиТуШкА » Вт май 20, 2008 10:35 pm

Zhora писал(а):Никитушка хочется услышать ваше мнение. На каком железе вы мотаете??И почему ТВЗ плохие по звуку ?? Может как их доработать?
И говорят что на нагрузку 8Ом транс даёт меньше искажений так ли это?
Кто Вам сказал что ТВЗ плохие по звуку? Нужно их грамотно готовить. В данном случае достаточно найти на рынке пару ТВЗ-1-9 и использовать в усилителе. Они под нагрузку 4 Ом. если акустические системы 8 ом, то нужно использовать ТВ-ЗШ. Вообще ТВЗ-1-9 прекрасно поддается переделке. Я вкратце рассказывал об этом тут на форуме, можно найти поиском. Может быть когда-нибудь сделаю статейку с фотографиями процесса, часто подобные вопросы возникают у людей.
Последний раз редактировалось НиКиТуШкА Пн июн 02, 2008 11:15 pm, всего редактировалось 1 раз.
--->Гитарные педали ручной сборки
--->Педали ВКонтакте
--->Ламповые приборы и другое
Помогу с изготовлением, ремонтом гитарной аппаратуры и эффектов. Инструментальные усилители и комбоусилители.

МТС 5571827 ICQ 307308760 basok@tut.by

Ответить