19 августа 2014
к списку статей

Играя на максимальном звуке. Контролируем уровень громкости.

Сегодня гитаристы имеют доступ к огромному количеству звукового аппарата. Я постоянно вижу музыкантов, использующих сложное оборудование, которое 20 лет назад не могли достать даже профессиональные гитаристы. Особенно это касается педалей: сейчас их столько, что гитаристы каждый день изобретают звуки, которых до этого не слышал никто. Само-собой, абсолютно верного или неверного способа творить, играя на гитаре,  просто не существует. В этой статье я хочу поговорить больше о технической части и коснуться оборудования, которое помогает нам делать музыку.

Compressor, Overdrive, Fuzz and Distortion

У этих эффектов есть общая черта: они сжимают сигнал. Одна из возможностей компрессора – это сжатие пика звукового сигнала и повышение общего уровня. В итоге пики могут совсем исчезнуть, и создастся более ровная звуковая картина по громкости, давая ровный тон без добавления перегруза или дисторшна, что может быть хорошо, например, при игре фанкового ритма. Однако стоит быть очень осторожным при использовании компрессора.

В неумелых руках долгая игра через компрессор приводит к деградации вашей динамической игры. Давным-давно, репетируя  со своей группой, мой друг басист, обнаружил на студийном усилителе волшебную кнопку comp. Примерно год, пока он играл через этот усилитель, все было прекрасно, но вот аппарат поменяли, и новый усилок уже был без компрессора. Стоит ли говорить как он себя чувствовал…

Педали перегруза, дисторшна и фузза тоже имеют свойство сжимать исходящий сигнал вашей гитары. Вследствие этого существует ошибка, которую делают гитаристы и басисты – это неверная установка общего уровня громкости этих эффектов. В целом звук может показаться хорошим и более живым, когда вы включаете один из эффектов во время игры в одиночестве, но вы можете потеряться в огромном количестве звуков, когда вы играете в пачке с другими музыкантами. Вам нужно убедиться, что вы установили выходную громкость эффекта так, что пик (первая атака, когда вы берете первую ноту или аккорд) так же громки, или немного громче, чем при выключенном эффекте.

Boost

Перед гитаристами часто встает задача поднять громкость при игре соло. Распространено заблуждение, что вы можете сделать звук громче, если включите boost в перегруженный канал усилителя. Реальность такова, что если вы усиливаете уже искаженный сигнал, вы проталкиваете этот сигнал в клиппинг еще дальше. В итоге вы получите больше перегруза и сустейна, но подъем по громкости - нет.

Существует несколько способов увеличить громкость. Если в вашем усилителе предусмотрена петля эффектов (send/return), подключите свой буст прямо в петлю. Если вы используете другие эффекты в effect loop, запустите boost последним в вашей цепочке эффектов. Так как петля эффектов идет после предусилителя (где генерируется ваш звук и овердрайв) и перед усилителем мощности (который усиливает не искажая сигнал), boost в этом месте без сомнения повысит громкость. Или же вы просто можете попробовать использовать педаль громкости.

Что делать, если у вашего усилителя нет петли? Единственное, что вы можете сделать, это убрать перегруз, который создает ваш усилитель, и создать его с помощью педали перегруза, расположенной перед бустом. Чем меньше ваш усилитель искажает, тем больше увеличивается громкость. Вы это заметите, когда нажмете на педаль усиления. Используя ваш усилитель без родного дисторшна, вы решаете сразу несколько проблем, потому как вы также сможете использовать эффекты реверберации и задержки в передней части (эти эффекты обычно звучат ужасно, если запускаются через искаженный сигнал).

Delay, Reverb and Modulation

Настраивать эффекты с обратной связью, смешивать уровни задержки и настраивать уровни реверберации лучше всего в «полевых условиях». Я устанавливал пресеты, ориентируясь на звук во время практики дома огромное количество раз, только для того, чтобы взять все оборудование на концерт или репетицию и обнаружить, что все мои настройки абсолютно неправильны. Когда играют другие члены группы, некоторые моменты, которые, как я думал, будут слышны, теряются, поэтому могут понадобиться более глобальные настройки.

Другая вещь, которую я понял, когда запускал эффекты в петле – чем громче я играю, тем более заметным кажется эффект. Это утверждение становится более, чем фактом для усилителей 50 Вт и ниже. Настраивая ваши эффекты для концерта, вы не потеряетесь в море задержек и ревербераций тогда, когда вы меньше всего этого ожидаете!

Один очень важный совет. Если вам кажется что уже в самый раз, сделайте еще меньше. На концерте с большим звуком ревер или дилей, которого было в самый раз у вас дома или на репетиции, может оказаться много. Естественную реверберацию помещения никто не отменял.

Если вы прошли через все круги ада, настраивая оборудование стерео-эффектов, вы должны убедиться, что обе стороны стерео сигнала представлены надлежащим образом в усилителе, когда вы играете на сцене. Звукорежиссер иногда дает один микрофон для гитарного оборудования, а это может стать головной болью для гитариста, который играет в стерео. Ваши стерео задержки, установки стереопозиции, волнообразные эффекты Лесли, не будут звучать так круто для аудитории, если они слышны только с одной стороны.

Само-собой при таких нюансах вполне логичным было бы предварительно обсудить концерт с ответственным  лицом. Осмотрите место, где будете играть, расскажите звукорежиссеру о том как будет проходить концерт и детально опишите все, что требуется для игры вашей группы. Некоторые предварительные замечания (и тонкие убеждения на концерте) помогут получить два микрофона и выходы, которые вам нужны для получения отличного стерео сигнала. Тем более реалии таковы, что иногда даже лишнюю розетку найти не так-то просто.

Вот такие нынче советы. Но, если вы действительно собрались играть громко, делайте это как Motorhead. Я уверен, Lemmy просто поворачивает все ручки вправо!

 

Вячеслав Демидов. Guitar.By

Обратная связь
Подписка